
Если вы ни разу не пользовались услугой доставки машины в рамках сборного заказа для перевозки автовозом, вероятнее всего вас удивит факт, что перевозчики категорически запрещают «загружать» салон или багажник личными вещами. И может показаться, что «жадные коммерсы» не заинтересованы в экономии ваших средств, заставляя переплачивать за доставку другими способами.
Но на самом деле, перевозка автомобилей с грузом внутри запрещена не просто так. Особенно, если речь идет о международной доставке. Ведь наличие личных вещей в машине может создать массу проблем как на таможне, так и во время движения, повышая риск для безопасности автовоза и его водителя.
Поэтому мы решили рассказать, почему это запрещено и как можно минимизировать риски, если необходимость в передаче груза через машину, перевозимую автовозом, все-таки есть. И готовы поделиться важной, полезной, интересной и актуальной информацией со всеми читателями нашего блога!
Почему на автовозах нельзя возить машины с грузом внутри
На первый взгляд, идея сэкономить на доставке вещей кажется логичной. «Зачем платить дважды?» - думает каждый, кто загорается этой идеей. И разочаровывается, получая отказ от перевозчика.
Ведь на самом деле, наличие дополнительного груза в багажнике или салоне авто – явление не столь уж «безобидное», как может показаться на первый взгляд. Дополнительная нагрузка (даже те несколько «несчастных» десятков килограмм) могут повлиять на:
- Безопасность транспортировки. Автовозы спроектированы для перевозки пустых автомобилей. Наличие груза внутри увеличивает вес и меняет центр тяжести, что может повлиять на устойчивость машин на платформе. Это повышает риск смещения авто, а также его повреждения на поворотах или при резком торможении;
- Условия страхования. Полис, покрывающий перевозку автомобиля, обычно не включает содержимое салона. Если груз будет утерян или поврежден, ни перевозчик, ни страховая компания не будут обязаны компенсировать полученный ущерб, что вполне логично;
- Скорости доставки. При международной транспортировке таможенные службы могут рассматривать содержимое авто как отдельный товар, требующий декларации и оплаты пошлин. В случае сокрытия груза предусмотрены достаточно серьезные штрафы с конфискацией выявленного имущества.
Потому многие транспортные компании просто отказываются принимать машины с грузом. Ведь зачем рисковать задержками в доставке, создавая себе репутационные потери?
С другой стороны, некоторые фирмы допускают подобное, но с рядом требований, условий и подписанием документа об отказе от ответственности на случай каких-либо ситуаций, ведущих к потере груза, размещенного в салоне или багажнике авто.
Юридические аспекты перевозки автомобилей с грузом
В первую очередь, подобный «трюк» в попытках сэкономить может привести к… Проблемах с законом. Причем речь идет не только о казахстанском законодательстве – перевозка груза в салоне авто при его доставке автовозом может стать грубым нарушением международных норм, стандартов и правил, что совершенно не нужно ни вам, ни компании-перевозчику. Потому, рассмотрим все юридические аспекты детальнее.
Законодательство Казахстана и международные нормы
В Казахстане этот вопрос регламентирован:
- Таможенным кодексом РК;
- Законом «О транспортной безопасности» и нормами международной Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR).
Таможенные правила, прописанные в действующем законодательстве, обязывают к декларации груза и оплате пошлин при международной перевозке.
Конвенция CMR устанавливает ответственность перевозчика ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за автомобиль, его узлы и комплектующие, но никак не за то, что находится внутри салона или багажного отделения – все это относится к категории багажа и не является предметом страхования.
Договор перевозки: что важно учесть?
Отсутствие привычки игнорировать текст договора может привести к крайне неприятным последствиям. Особенно, если речь идет о подготовке автомобиля к перевозке автовозом. Поэтому, при заключении договора с транспортной компанией, обратите внимание на следующие аспекты:
- Пункта о запрете груза внутри автомобиля. Встречается в 9 из 10 случаев сотрудничества с транспортными компаниями;
- Ответственность перевозчика за возможные повреждения. Допускает перевозку груза внутри машины, но при этом транспортная компания отказывается от любой ответственности в случае пропажи или повреждения вашего авто;
- Дополнительное страхования на случай утери содержимого. Самый «оптимальный» вариант для тех, кто планирует перевозку личных вещей в машине, загруженной на автовоз, поскольку гарантирует возмещение. Единственный минус – прибавляет несколько нулей к окончательной стоимости перевозки.
Основные риски при перевозке автомобиля с грузом
Нарушение правил перевозки может привести к ряду неприятных, а порой – очень обидных и непоправимых последствий. Особенно при международной доставке, когда автовоз с машинами пересекает сразу несколько границ разных государств. Потому то многие перевозчики и отказывают в просьбе оставить личные вещи в машине.
Но с чем же именно вам придется столкнуться, если проигнорировать законные требования и рекомендации транспортных компаний? Давайте разбираться!
Таможенные и юридические проблемы
Представим, что автовоз пересекает границу. При проверке, таможенники обнаруживают груз, который не был задекларирован. К чему это приведет?
Во-первых, с большой долей вероятности, к конфискации содержимого. И забрать его будет максимально сложно, особенно если речь идет о странах дальнего зарубежья. Порой, дело даже доходит до судебных разбирательств.
Во-вторых, вы непременно получите штраф за сокрытие товара. Причем то, что перевозится внутри, может и не быть тем самым товаром. Но в случае отсутствия декларации, оно воспринимается как товар.
В-третьих, при самом благоприятном исходе, вы можете расссчитывать на увеличение таможенных сборов. Порой, довольно серьезное, в зависимости от того, как пограничники классифицируют обнаруженный товар.
Страховые нюансы: покрывает ли полис груз в авто?
Забегая наперед – нет. Действие обычного страхового полиса покрывает исключительно автомобиль, то есть его внешнюю и внутреннюю часть. С грузом же дела обстоят несколько иначе: для его защиты требуется отдельная страховка, которая часто стоит неоправданно дорого и оформляется невероятно долго, поскольку требует подробного описания перевозимых вещей.
Физическая безопасность груза и автомобиля
Последний, но не по важности, риск связан с тем, на что повлиять невозможно – физикой. Часто, чемоданы и прочие вещи «скидываются» в салон или багажник машины как попало. Что само по себе создает ряд дополнительных проблем.
Ведь плохо закрепленный или вовсе незакрепленный груз может повредить салон, разбить стекла или сместить центр тяжести на баланс автомобиля, что увеличивает риск аварии при погрузке или движении.
Как безопасно перевезти авто с грузом внутри?
Из всего описанного выше можно сделать вывод, что перевезти груз в машине, погруженной на автовоз вам попросту не разрешат. Либо разрешат, но с большими ограничениями и отказом от ответственности в случае его потери или повреждения самого автомобиля.
При этом весь ущерб, причиненный другим авто, также ложится на ваши плечи, а это может завести вас в серьезную долговую яму. В общем, овчинка выделки не стоит. Потому мы рекомендуем подумать про другие варианты доставки груза.
Альтернативные варианты перевозки личных вещей
Самый «верный» и безопасный способ – это старая-добрая курьерская доставка. Груз, который вы планировали загрузить в машину, отправляется по адресу доставки отдельно, выбранной курьерской службой, со всеми страховками и прочими «бонусами». Да, выйдет несколько дороже, но, с другой стороны, вы получите гарантию, что личные вещи будут в целости и сохранности, не станут причиной аварийной ситуации, а в случае их потери вы сможете претендовать на приличное возмещение.
Между прочим, вариант с доставкой вещей в автомобиле все-таки доступен. Но речь идет не об автовозах, а о контейнерных перевозках. В этом случае, вес авто не имеет значения, поскольку оно загружается и фиксируется в специальном контейнере. Более того, если арендовать его целиком, помимо автомобиля можно доставить и прочие вещи: кузовные детали, запчасти и т.д. Главное – помнить о юридических и таможенных нормах.
Ну и, естественно, ни одна транспортная компания не воспрепятствует при необходимости в перевозке небольших личных вещей. Главное – чтобы они не влияли на вес и не нарушали баланс автомобиля. Потому документы, небольшие аксессуары, минимум одежды вполне допускаются к доставке как в салоне, так и в багажнике авто.
Юридическая консультация перед отправкой
Если необходимость в подобной «экономии на доставке» все-таки есть, не сэкономьте на услугах юриста. Человек, сведущий в нюансах и тонкостях казахстанского и международного законодательства, расскажет, как сделать это максимально легально, и возможно ли провернуть этот «трюк» вообще.
В результате, перевозка автомобиля с грузом внутри требует особого подхода. Соблюдение законодательства Казахстана и международных норм, заключение грамотного договора и правильный выбор страховки помогут избежать финансовых потерь чтобы сохранить и авто, и груз в целости.