На мопеде, как на танке: кто дает детям опасные игрушки?

С наступлением летнего тепла на дорогах стали появляться различные скутеры и мопеды. И зачастую управляют ими люди, чей возраст и манера вождения вызывают большие сомнения в их водительских навыках. Кто доверяет им опасную технику, попытался разобраться журналист Zakon.kz.

Бизнес не любит риска

Стоит набрать соответствующий запрос любой в поисковой системе и сразу «выскакивает» множество фирм, сдающих подобную технику на прокат. Причем цены на эти услуги не столь уж высоки – 3-6 тысяч тенге в зависимости от времени суток. Связавшись с одной из таких компаний, мы попытались выяснить, с какого возраста можно арендовать мопед или скутер, и что при этом требуется от потенциального клиента.

По словам хозяина фирмы, представившегося Егором, теоретически от клиента требуется предоставить залог в размере 10% от стоимости техники, а если мопед способен развивать максимальную скорость более 50 км в час, то и водительское удостоверение соответствующей категории. Но на практике все немного сложнее.

Например, подросткам, не достигшим 16-лет, они якобы не доверят не только скутер или мопед, но даже электросамокат. И логика здесь проста – слишком уж велик риск, что такие клиенты не только разобьют дорогостоящую технику, но и нанесут вред себе или какому-то другому. А отвечать за все, в том числе и материально, придется хозяину. Даже к тем, кто имеет водительские права (на управление мопеда они выдаются с 16 лет), отношение настороженное. Мало ли как они могли получить этот документ.

«По моим наблюдениям, в этом возрасте дети редко могут нормально управлять мопедом или скутером. Да и материальную ответственность в силу возраста за них несут не они сами, а их родители. И взыскать ущерб можно лишь через суд. А зачем нам все эти хлопоты? Поэтому обычно мы начинаем сдавать технику в аренду только с 18 лет. Но даже здесь мы, прежде всего, проверяем водительскую квалификацию. Наша фирма работает больше 15 лет, и я за минуту могу сказать: способен человек водить транспорт или ему лучше пешком ходить. В целом же основные наши клиенты уже взрослые люди, которые имеют свои мотоциклы, водительские права с соответствующей категорией и опыт вождения. Как правило, это приезжие из других городов, которые привыкли ездить на мотоцикле или мопеде у себя дома, и не хотят отказаться от этой привычки. Да и вообще, в последние годы мы, как и многие наши коллеги, отказываемся от проката мопедов и переходим на электротехнику. Она не только безопаснее, но и пользуется повышенным спросом», – утверждает Егор.

В общем, по его мнению, ни один здравомыслящий бизнесмен не станет сдавать мопед или скутер в аренду подросткам. А появление детей на дороге Егор объясняет тем, что подобную технику, скорее всего, покупают их собственные родители или другие родственники, готовые исполнить любую прихоть ребенка, не заботясь при этом об его безопасности.

Транспорт – это не игрушка

С мнением Егора отчасти согласен Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза (НАС). В принципе он не против мотоциклистов и «скутеристов», особенно тех, что имея собственные автомобили, летом пересаживаются на «двухколесных коней», избавляя город от дорожных пробок. Главное, чтобы они соблюдали ПДД.

«К сожалению, нередко на дороге встречаются молодые люди, а то и подростки не знающие ПДД, которые разъезжают без шлемов, нарушают скоростные режимы, ездят по несколько человек на одном скутере и т.д. И на мой взгляд, это просчет их родителей. По своему опыту знаю, что хороший мопед стоит не дешево – порядка тысячи долларов. Поэтому вряд ли ребенок сможет самостоятельно заработать такую сумму. Знаю это потому, что несколько лет назад сам выбирал и покупал сыну скутер довольно известной фирмы. И одно из главных условий, которые я поставил перед сыном, он будет ездить на нем лишь, когда сдаст мне лично экзамен по ПДД. В результате он так и не смог этого сделать на требуемом мною уровне, и скутер простоял несколько лет без дела. Разве, что я сам на нем иногда выезжал, чтобы добраться до работы быстрее. Но я не уверен, что кто-либо из родителей устанавливает такие жесткие принципы и следует им. Если же взрослые будут относиться к этому более ответственно, снизиться и число подобных ДТП», – считает Эдоков.

В целом же, на его взгляд, владение такой техникой для подростка полезно. Это дает возможность не только научиться вождению, но и позволяет понять, как скутер устроен внутри, как что-то починить или заменить какую-то деталь. Но выезжая на дорогу, подросток должен неукоснительно соблюдать ПДД и элементарные меры безопасности, хотя бы не выезжать без защитного шлема.

ПДД для всех одни

Стоит отметить, что в последние годы число юных «скутеристов» на дорогах заметно уменьшилось. Возможно, повлияло то, что в водительских правах ввели специальную категорию для мопедов. А может полиция стала уделять таким нарушителям больше внимания. Тем не менее, ДТП с участием такой техники случаются с завидной регулярностью.

Например, в минувшие выходные в СКО были зарегистрированы сразу два ДТП с участием подобного вида транспорта. Как сообщили в пресс-службе ДВД региона, в первом случае в больницу с телесными повреждениями обратился водитель скутера, которого сбил ночью водитель легкого автомобиля. Во втором случае пострадал водитель квадроцикла, не справившись с управлением, он совершил опрокидывание.

На фоне этих событий, североказахстанские полицейские в очередной раз напомнили водителям мопедов и мотоциклов, что они являются такими же участниками дорожного движения на проезжей части, как и водители автомашин. Следовательно, на них распространяются все положения ПДД и даже налагается дополнительная ответственность. Например, за отсутствие мотошлема мотоциклистам грозит штраф в размере 5 МРП, то есть порядка 12 тысяч тенге.

При этом заместитель начальника Местной полицейской службы ДВД СКО Айдын Байматов особо отметил, что согласно закону «О дорожном движении» все водители, управляющие мотоциклами, скутерами, трициклами, квадроциклами и мопедами с максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью не превышающей 11 кВт, должны иметь водительское удостоверение «А1» или «А», с объемом двигателя более 125 куб.см – категории «А».

«Получить право категории «А1» могут лица, достигшие 16 лет, категории «А» — 18 лет. Владельцы мототранспорта обязаны зарегистрировать свои средства — поставить на учет административной полиции и получить номерные знаки. Соответственно, водитель любого из перечисленных мототранспортных средств, развивающих скорость более 50 км/час, должен иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистраци

Читайте так же:

В Алматы подорожает проезд в общественном транспорте
Платить больше придётся тем, кто рассчитывается наличными. Стоимость проезда в общественном транспорте Алматы подорожает с первого августа. Но не для всех. Платить по 150 тенге ...
Subaru приостановила деятельность завода
Автомобильная компания Subaru прекратила производство на единственном заводе в Японии после обнаружения дефектов деталей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на газету Asahi. По данным ...
Умные» светофоры появятся на дорогах Алматы
В Алматы в ближайшее время власти планируют установить 450 "умных" светофоров и в пилотном режиме внедрить smart-освещение автомобильных дорог. Об этом сообщил заместитель управления ...
Казахстанцы придумали хитрый способ борьбы с ценами на бензин
Казахстанцы пересылают друг другу по Whatsapp способы борьбы с высокими ценами на бензин, передает Zakon.kz. Как пишут авторы послания, цены на топливо стремительно растут, еще ...
На каких дорогах после ремонта скоро откроют движение
Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил, что в сфере автодорожной отрасли госпрограммой "Нурлы жол" предусмотрен охват строительством и реконструкцией 7 тысяч ...

Алматы, ул.Айша Биби 359 +7(707)700 2885 +7(702)987 7670 +7(777)732 0556

Помощь