Стоит ли ожидать штрафа за нарушение, зафиксированное системой «Сергек» в Алматы

Камеры «Сергек» работают уже на нескольких перекрестках Алматы, аккуратно фиксируя дорожные нарушения. И водителей очень волнует вопрос – стоит ли им в ближайшее время ожидать «письмо счастья» о наложенном штрафе. Да и вообще немногие знают, как именно работает эта система, для чего она предназначена, и на каких городских перекрестках можно попасть в объектив ее видеокамер. Ответить на эти и другие вопросы журналист Zakon.kz попросил руководителя проекта интеллектуально-транспортной системы (ИТС) Центра развития Алматы Бауыржана Шадаева.

— Где именно и в каком количестве уже установлены комплексы фото- и видеофиксации «Сергек» в Алматы?

— Пока это только пилотный проект, и один из участков, которые мы в первую очередь запустили – это перекресток пр. Абая и ул. Сейфулина в западном направлении. Потом была проведена установка комплекса на перекрестке пр. Абая и ул. Розыбакиева в восточном направлении. Еще три комплекса системы «Сергек» установлены по пр. Аль-Фараби (на перекрестках с пр. Достык, ул. Мустафина и в районе реки Есентай). Причем работают они и в восточном и в западном направлении.

— Сколько видеокамер входит в каждый из этих комплексов?

— В среднем один комплекс «Сергек» включает в себя 3-4 видеокамеры в зависимости от особенностей ландшафта. Например, там, где обзору мешают деревья или иные препятствия – их больше, а там, где открытая местность – меньше. При этом одна камера смотрит в западном направлении, вторая в восточном, а одна – обзорная, которая снимает всю улицу. И если одна из «узконаправленных» камер не успела зафиксировать номер нарушителя, то ее дополняет видео с обзорной видеокамеры. Например, одна из видеокамер выявила выезд на автобусную полосу, а на видео с обзорной видеокамеры уже можно посмотреть, когда именно и на каком участке водитель пересек эту линию.

— Какова стоимость одного такого комплекса?

— Так как пока это пилотный проект, город на это денег не тратит. Владельцы технологии «Сергек» сами вышли на нас с предложением и сказали, что все расходы, начиная от программного обеспечения и заканчивая монтажными работами и энергопотреблением, они готовы взять на себя. Поэтому мы всем этим особо не интересовались, и лично я не в курсе, сколько все это стоит.

— Каковы технические характеристики этих видеокамер?

— Все видеокамеры соответствуют необходимым техническим требованиям. Они должны быть не менее 5 мегапиксель, а их zoom 25-30-кратного увеличения. Все они снабжены специальной системой распознавания и другими техническими ноу-хау, которые позволяют фиксировать различные нарушения и напрямую передавать информацию полицейским.

— Накладываются ли на автомобилистов реальные штрафы за нарушения, зафиксированные алматинскими комплексами «Сергек»?

— Сейчас основная задача организации, которая внедряет этот пилотный проект – показать акимату Алматы и другим заинтересованным госорганам, что эта система работает. Поэтому на текущий момент нарушения просто фиксируются и архивируются. А чтобы налагать реальные штрафы, необходимо провести интеграцию с системами городского Департамента полиции, согласовать все это с прокуратурой и т.д. Этот вопрос сейчас прорабатывается. В принципе, мы можем в любой момент получить статистику нарушений на определенном участке и подсчитать, на какую сумму могли бы быть наложены штрафы, если бы система «Сергек» работала в штатном режиме. Но насколько я знаю, реальные штрафы пока никому не приходят.

— Сколько нарушений уже удалось зафиксировать с помощью этой системы?

— В целом с момента внедрения системы «Сергек», то есть с конца августа 2018 года в Алматы было зафиксировано порядка 45 тысяч нарушений. Это два вида нарушений – выезд на автобусную полосу и нарушение скоростного режима. Причем система позволяет сделать анализ и составить ежемесячной, ежедневной, посуточной и даже почасовой график правонарушений, совершаемых на том или ином участке. Например, когда мы первый комплекс «Сергек» на перекрестке пр. Абая и ул. Сейфулина запустили, то заметили, что нарушения там в основном происходят с 7 до 10 часов утра, а потом примерно с 17 до 21 часов вечера. А в другое время нарушений там намного меньше. То есть, система позволяет даже по часам графики выстраивать.

— Сколько еще комплексов «Сергек» планируется установить в Алматы в ближайшее время?

— Планируется установить еще 7-10 таких комплексов по пр. Абая и порядка 10-15 – по ул. Тимирязева. Но это зависит не от нас, потому, что, например, по пр. Абая на выбранных участках сотрудники «Алматы Кала Жарык» проводят модернизацию столбов освещения. А так как камеры «Сергек» устанавливаются на столбах освещения, все это немного тормозит процесс внедрения системы. Но, как нам сообщили, все эти ремонтные работы уже находятся на стадии завершения. И, я надеюсь, что уже к середине-концу ноября мы сможем запустить комплексы «Сергек» на этих участках.

Что касается более долгосрочных планов, то по истечении срока пилотного проекта, организация внедряющая систему «Сергек» предоставит нам всю информацию по результатам пилотного проекта, и лишь потом руководство города будет решать, нужен ли нам этот проект. Естественно это будет согласовано со всеми заинтересованными госорганами – ДП, прокуратурой и т.д. И уже тогда будет приниматься комплексное решение о внедрении этого проекта или отказе от него.

Кроме того, как вы знаете, у нас в городе также есть автоматизированная информационная система «Безопасность дорожного движения» (АИС «БДД»), которая работает еще с 2012 года. Она тоже предназначена для выявления и фиксации нарушений ПДД программно-техническими средствами в автоматическом режиме без участия человека, оформления штрафов по нарушениям, их учета в электронной базе данных и т.д. Поэтому сейчас мы тоже сравниваем определенные параметры в работе «Сергек» и АИС «БДД». И лишь после тщательно проведенного анализа, будет принято окончательное решение.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *